Бизнес-идея представляет собой вторую ступень раскрытия деятельности предприятия (после Миссии, которая раскрывает характер и границы области работы предприятия, основные наиболее важные моменты организации деятельности). Миссия касается предприятия в целом, а Бизнес-идея служит для раскрытия какого-то определенного рода бизнеса в рамках общей деятельности предприятия. Модель Бизнес-идеи представлена в виде четырех элементов:
– рынок – КОМУ продавать
– продукт – ЧТО продавать
– методы деятельности – КАК производить и продавать
– имидж – ВОСПРИЯТИЕ компании в глазах заинтересованных сторон
Все четыре элемента должны быть логически связаны между собой и вытекать один из другого. Противоречия между элементами не допускаются – они снижают результативность Бизнес-идеи вплоть до ее фактического уничтожения.
На основе Бизнес-идеи устанавливаются цели предприятия и разрабатываются стратегии их достижения.
При разработке Бизнес-идеи необходимо уделять особое внимание созданию неоспоримого превосходства, которое приведет к конкурентным преимуществам. Выбор конкурентного преимущества легко произвести, пользуясь стратегией Портера:
– дифференциация – создание отличия, за которое потребители готовы заплатить,
– низкие издержки – завоевание потребителей за счет конкурентоспособных цен,
– фокусирование – ориентация на определенный сегмент рынка и достижение на нем лидерских позиций за счет дифференциации, либо за счет низких издержек.
Особое значение имеет соответствие Бизнес-идеи ожиданиям основных заинтересованных сторон – лиц или групп лиц (физических и юридических), которые причастны к деятельности предприятия и определенным образом влияют на нее.