При создании Бизнес-идеи все компании должны обращать внимание на заинтересованные группы, так как от восприятия ими Бизнес-идей зависит успешность их реализации.
Заинтересованные стороны – это лица или группы лиц (физических или юридических), которые вносят свой конкретный вклад или влияют на деятельность предприятия. При планировании своей деятельности предприятие ожидает определенных действий (вложений материальных или нематериальных) с их стороны, а они, в свою очередь, ожидают определенных действий (отдачи) со стороны предприятия.
Так как при формировании Бизнес-идеи обязательно должны учитываться интересы заинтересованных групп, то при формировании целей и стратегий должны учитываться их ожидания.
Заинтересованные группы есть как во внутреннем, так и во внешнем окружении предприятия, к ним относятся:
собственники,
менеджеры,
персонал,
финансово-кредитные организации,
покупатели,
поставщики,
конкуренты,
органы государственной власти и пр.
Между предприятием и заинтересованными группами происходит обмен. Заинтересованные стороны вносят вклады в деятельность предприятия в различной форме (материальной и нематериальной) и ожидают от предприятия соответствующих ответных реакций или компенсаций внесенных вкладов. По степени влияния и размеру вкладов заинтересованные группы для предприятия неодинаковы и при распределении компенсаций или планировании ответных действий на вклады заинтересованных групп предприятие должно ранжировать их по степени влияния. Основная цель анализа заинтересованных групп – определить их ожидания и требования. Исходя из необходимости ранжирования зачастую возникают противоречия между предприятием и его заинтересованными группами – когда ответные действия предприятия, по мнению заинтересованной группы, не соответствуют ее вкладу. В данной ситуации единственным выходом является корректная политика руководства и адекватные ответные действия в адрес заинтересованных групп (либо увеличение размера компенсации, либо предоставление мотивированного ответа о невозможности такого увеличения). Эффективное взаимодействие с заинтересованными группами является основой успешной деятельности предприятия.
Заинтересованные группы – источник формирования Имиджа предприятия – следствие их мнения о предприятии.