Планирование необходимо для любого предприятия. Оно начинается с разработки Миссии – программного заявления, дающего ответ на вопрос «Зачем предприятие находится на рынке?». Миссия определяет направление деятельности предприятия, его специализацию и условия деятельности.
На основании Миссии разрабатывается Бизнес-идея – описание того, на КАКОМ рынке КАКОЙ продукт КАК будет предлагаться, и какой при этом будет создан ИМИДЖ продукта. Успех Бизнес-идеи напрямую зависит от создания Неоспоримого преимущества.
У предприятия существует одна Миссия и несколько Бизнес-идей. Может существовать и предприятие с одной Бизнес-идеей. Так же может быть несколько предприятий (юридических лиц) реализующих одну бизнес-идею.
Миссия и Бизнес-идея раскрывают смысл существования предприятия, а конкретные ориентиры работы задаются Целями и Стратегиями по их достижению.
Цели бывают экономические, социальные и имиджевые. Они должны соответствовать SMART-принципам, т.е. быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени.
Стратегии раскрывают, каким образом достигаются цели предприятия и бывают трех видов – агрессивные (активная политика на рынке), защитные (реакция на действия заинтересованных групп) и приспособленческие (выбор гарантированно успешных сегментов). Большое значение в планировании имеет анализ предприятия с точки зрения Базовых стратегий М. Портера (лидерство в издержках, дифференциация и фокусирование). Матрица Ансофа позволяет определить возможные стратегии деятельности предприятия исходя из степени новизны продукта и рынка.
После разработки стратегий пишется Бизнес-план, определяющий работу всех подразделений предприятия.